Автор статьи Добробабина Т.И.

29 августа 2017 года в «СОШ №18» мы были участниками интерактивной площадки «Презентация инновационного образовательного пространства» и представили практику «Технология подготовки к ОГЭ/ЕГЭ» по английскому языку. Нужно ли говорить, насколько актуальна эта тема? Конечно, нет! Ведь 2020 год заявлен годом обязательного ОГЭ для 9-классников, а 2022 – годом обязательного ЕГЭ. Да здравствует ГИА! Но как же сложно подготовить учеников к экзамену. Мы постарались помочь коллегам.

С гостями (а их было около 40 человек!) мы поделились своими наработками, дали практические рекомендации с конкретным алгоритмом действий. Мы представили технологию подготовки с соблюдением всех элементов ее структуры. Эта схема выглядела так: ЦЕЛЬ → Условия + Содержание образования + Методы обучения + Формы обучения + Диагностика эффективности → РЕЗУЛЬТАТ. Затем мы наполнили эту схему содержанием. Естественно, целью является эффективная подготовка к экзамену. Условия? Прежде всего, квалифицированный педагог, мотивированный ученик и наличие современного оснащения. Содержание образования? О, это самое сложное! Мы сделали акцент на повторительно-обобщающий этап. Николай Пантелеймонович представил темы для повторения, рассказал и показал справочник, над созданием которого работал несколько лет. Слушатели были удивлены, насколько справочник полный, отражает все нюансы конкретной темы.

Особое место в данном практико-ориентированном семинаре занял вопрос диагностики эффективности обучения. Нужен ли анализ качества выполнения работ? Нужно ли выявление «проблемных» зон? Необходима ли организация работы по ликвидации «пробелов»? Безусловно, да! Но мы предложили еще один способ диагностики: ведение «Листов индивидуальных достижений учащегося», где идет учет всех видов речевой деятельности в баллах, которые переводятся в %, а затем на обратной стороне «Листа» строятся графики по каждому виду: аудированию, чтению, практическому применению грамматики и лексики, письму. И ученику, и учителю видна картина: стабильность? прогресс? регресс? Отсюда и создание собственной траектории ликвидации пробелов. А на уроке уйдет всего 5 мнут на заполнение «Листов»! Данная технология подготовки к ОГЭ/ЕГЭ – это своего рода конструктор, куда можно внести свои дополнения, изменения с учетом собственной деятельности.

Слушателям был приготовлен раздаточно-подарочный материал: технология подготовки к ГИА (таблица), темы для повторения, образцы тем из справочника Николая Пантелеймоновича (прилагательное, разделительные вопросы, условные предложения), бланк «Лист индивидуальных достижений» с графиками на обороте для выполнения практической части на семинаре, речевые клише и необходимые фразы для устной части экзамена, образец выполнения заданий 3 (выбор для описания одной картинки) и 4 (сравнение двух картинок).

В конце семинара гости горячо благодарили за полезную информацию и представленный материал. Слушатели единогласно пришли к выводу, что без системы в работе по подготовке к экзамену невозможно обойтись! Все еще раз оценили важность повторительно-обобщающего этапа, необходимость данной диагностики с последующим анализом. Мы призвали к осознанной, планомерной работе в течение всех лет обучения, что непременно приведет к успеху на экзамене по английскому языку!