автор статьи: Казанцева А.А.

Экономический кризис ставит перед нашей страной совершенно новые задачи. Прежде всего – это задача повышения национальной конкурентоспособности, т.е. большей устойчивости в условиях экономических и социальных потрясений. Она не может быть решена, если мы не будем изменять экономику в пользу новых технологий, новых знаний и, главное, нового отношения людей к своей работе.
 Интеллектуальное лидерство любой страны определяется состоянием науки, техники и уровнем образования. Новая образовательная реформа дала ответ на вопрос, какая личность выпускника средней школы необходима сегодня нашему государству. В свете этих требований учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.
В основе учебно-исследовательской и проектной деятельности лежит системно-деятельностный подход как принцип организации учебного процесса. Включение школьников – один из путей повышения мотивации и эффективности в школе. Учебно-исследовательская и проектная деятельность как фактор, интегрирующий учебно-воспитательный процесс в единую систему, объединяющую учителей и учащихся, позволит достигнуть школьникам уровня образованности, который создает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблемы. Особенность этой работы заключается в том, что она направлена не только на повышение компетентности подростков в предметных областях, на развитие своих способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Строя отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Цели деятельности определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Учащиеся учатся самостоятельно приобретать и пользоваться новыми знаниями, приобретают коммуникативные и исследовательские умения. Эта работа развивает их системное мышление, вовлекает в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность. Она обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения, способствует реализации потенциала личности.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи. Структура их включает анализ актуальности проводимой работы, целеполагание, формулировку задач, которые следует решить, выбор средств и методов, адекватно поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
Надо не забывать, что эта деятельность требует от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации. Но есть и различия в проектной и учебно-исследовательской деятельности. Если проект направлен на получение запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования, то в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Ведь отрицательный результат – тоже результат. Если реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана, то логика построения исследовательской деятельности исключает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Формы организации проектной деятельности разнообразны. Это может быть информационный (поисковый) проект, направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; исследовательский (имеет структуру, приближенную к подлинному научному исследованию; творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии); социальный, прикладной (практико-ориентированный); игровой (ролевой); инновационный. По содержанию проект может быть монопредметный и метапредметный, относящийся к нескольким областям знаний. По количеству участников он может быть индивидуальным, парным, малогрупповым (до 5 человек), групповым (до 15 человек), коллективным (класс и более). Длительность (продолжительность) – от проекта-урока до многолетнего проекта.
 Формы организации учебно-исследовательской деятельности тоже многогранны. На уроке это может быть урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом»», урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок-«Патент на открытие», урок открытых мыслей, учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера и т.д.) На внеурочных занятиях учащиеся могут провести исследовательскую практику, образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии, экспедиции; факультативные занятия, создать научно-исследовательское общество; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных декадах, интеллектуальных марафонах, предполагающих учебное исследование или их элементы в рамках данных мероприятий.
 Выполняя проект и занимаясь учебно-исследовательской деятельностью, учащиеся учатся ставить проблему, формулировать гипотезу и раскрывать замысел, планировать исследовательские работы, проводить исследования с поэтапным контролем, оформлять результаты как конечного продукта и представлять их широкому кругу лиц, самооценивать ход и результат работы, обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе и обмен знаниями для принятия эффективных решений.
 Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неспешности) исследовательской деятельности.
Памятка по организации проектной деятельности в школе (в лицее) «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средство к выполнению этого труда — вот полное определение цели педагогической деятельности». К.Д. Ушинский

Этапы реализации метода проектов (по В.С. Рохловой)

1. Подготовительный или вводный (погружение в проект)
 1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта.
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта: — определение даты и места защиты; — определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео и фотосъемка и пр.); — стендовая информация о проекте.
 4. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Список литературы по организации учебно-исследовательской деятельности

1. Алексеев В.Г. Концепция развития исследовательской деятельности. Журнал «Исследовательская работа»,№ 1, 2002

2. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности школьников. М., АПК и ППРО, 2006

3. Григорьян И.С. Исследовательская работа в лицее. Сборник статей. М., НИИ школьных технологий, 2006