Единая методическая тема школы: «Компетентностный подход как способ достижения нового качества обучения»

Цель методической работы: Создание условий для реализации компетентностного подхода как способа достижения нового качества образования через совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их компетентности.

Задачи:

Актуализировать представления о концептуальных критериях компетентностного подхода в образовании.
Определить технологии, методы и средства формирования образовательных компетентностей у учащихся.
Обеспечить условия для формирования знаний об образовательных компетентностях.
Систематизация методов работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
Совершенствование уровня подготовки обучающихся школы.
Осуществление мониторинга результативности работы педагога в форме рейтинга как фактора обновления качества образования по показателям:

а) качество образования (обучения и воспитания);

б) совместная с учащимися творчески — исследовательская деятельность;

в) профессиональное развитие.

Создание необходимой материально-технической базы для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы.
Технологизация образовательного процесса.
Создание оптимальных условий для развития профессиональной, предметной, методической компетентностей педагогов как средства качественной реализации образовательных услуг.
Выявление затруднений реализации компетентностного подхода в образовании и способов их решения.

Основные направления реализации методической темы:

Выявление потребностей и возможностей учащихся, имеющих разный уровень развития учебно-познавательной деятельности,
Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ, развития их индивидуальных особенностей,
Отбор педагогических технологий, позволяющих решать поставленные задачи и перевести учебный процесс на качественно новый, более высокий уровень развития,
Создание модели управления качеством образовательного процесса на основе компетентностного подхода:

компетентность ученика
условия для формирования компетентности ученика
компетентность учителя
условия для формирования компетентности учителя
компетентность завуча, методиста

Актуальность

С начала XXI в. в России, как и во всем мире, наметились политические и социальные тенденции, которые привели к возрастанию актуальности проблем качества образования.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» зафиксировано положение о том, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Таким образом, Правительственная Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода.

Компетентностный подход может рассматриваться как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.

Несмотря на приближенность к современным информационным технологиям, обучающиеся школы не всегда умеют самостоятельно искать нужную информацию, систематизировать ее, выделять причинно-следственные связи. На данном этапе развития школы обнаруживается несоответствие существующих образовательно-воспитательных компетентностей выпускников школы современным требованиям, овладение которыми рассматривается как способность человека реализовывать свои замыслы в условиях информационно-коммуникативного пространства.